Насыри Каюм Габдельнасырович: различия между версиями

Материал из Tatjur
Перейти к навигации Перейти к поиску
(указание источника фото)
 
Строка 19: Строка 19:
 
== Деятельность ==
 
== Деятельность ==
 
В 1855–1871 гг. преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, позднее в Казанской духовной семинарии. В 1871 г. по предложению инспектора татарских, башкирских и казахских школ Казанского учебного округа В.В.Радлова открыл в Казани начальную русско-татарскую школу для татарских учащихся. Вследствие расхождения с В.В.Радловым по вопросам методики преподавания в 1876 г. оставил школу и занялся литературной и научной деятельностью. Важное значение для просвещения татарского народа, по мнению Насыри, имело знакомство и сближение с русской культурой. В 1885 г. был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете''.'' Внес значительный вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка. Значительная часть научных исследований Насыри посвящена изучению истории татарского народа, России, всеобщей истории. В его исследовании по этнографии приводится большое количество народных примет, сказок, пословиц, песен, описаний свадебных, похоронных и других семейных обрядов, предметов материальной культуры татарского народа – жилища, одежды, пищи, сведения о народной медицине. Под руководством Насыри в 1871–1897 гг. (с перерывом в 1886, 1887 и 1895 гг.) издавался ежегодный календарь ([[«Казан календаре»]]), в котором, помимо собственных календарных сведений, помещалось много научного и литературного материала. Наследие Насыри оказало огромное влияние на Г.Тукая, М.Гафури, Г.Камала и др.
 
В 1855–1871 гг. преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, позднее в Казанской духовной семинарии. В 1871 г. по предложению инспектора татарских, башкирских и казахских школ Казанского учебного округа В.В.Радлова открыл в Казани начальную русско-татарскую школу для татарских учащихся. Вследствие расхождения с В.В.Радловым по вопросам методики преподавания в 1876 г. оставил школу и занялся литературной и научной деятельностью. Важное значение для просвещения татарского народа, по мнению Насыри, имело знакомство и сближение с русской культурой. В 1885 г. был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете''.'' Внес значительный вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка. Значительная часть научных исследований Насыри посвящена изучению истории татарского народа, России, всеобщей истории. В его исследовании по этнографии приводится большое количество народных примет, сказок, пословиц, песен, описаний свадебных, похоронных и других семейных обрядов, предметов материальной культуры татарского народа – жилища, одежды, пищи, сведения о народной медицине. Под руководством Насыри в 1871–1897 гг. (с перерывом в 1886, 1887 и 1895 гг.) издавался ежегодный календарь ([[«Казан календаре»]]), в котором, помимо собственных календарных сведений, помещалось много научного и литературного материала. Наследие Насыри оказало огромное влияние на Г.Тукая, М.Гафури, Г.Камала и др.
 +
 +
== Источники ==
 +
 +
* [https://ru.wikipedia.org/wiki/Каюм_Насыри Источник фотографии]

Текущая версия на 13:05, 29 ноября 2021

Насыри Каюм Габдельнасырович
Kayyum Nasiri 1.jpg
Дата рождения: 02.02.1825 г.
Дата смерти: 20.08.1902 г.
Место рождения: д.Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии, ныне с.Малые Ширданы Зеленодольского района
Образование: Казанское медресе «Касимия»
Род деятельности: Просветитель, языковед, писатель, историк, этнограф.
Язык публикации: татарский


Насыри Каюм (Габделькаюм) Габдельнасырович (02.02.1825, д.Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии, ныне с.Малые Ширданы Зеленодольского района – 20.08.1902, г. Казань). Просветитель, языковед, писатель, историк, этнограф.

Образование

Первоначальное образование Насыри получил в мектебе отца, в 1841–1855 гг. обучался в Казанском медресе «Касимия». Самостоятельно овладел русским языком.

Деятельность

В 1855–1871 гг. преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, позднее в Казанской духовной семинарии. В 1871 г. по предложению инспектора татарских, башкирских и казахских школ Казанского учебного округа В.В.Радлова открыл в Казани начальную русско-татарскую школу для татарских учащихся. Вследствие расхождения с В.В.Радловым по вопросам методики преподавания в 1876 г. оставил школу и занялся литературной и научной деятельностью. Важное значение для просвещения татарского народа, по мнению Насыри, имело знакомство и сближение с русской культурой. В 1885 г. был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Внес значительный вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка. Значительная часть научных исследований Насыри посвящена изучению истории татарского народа, России, всеобщей истории. В его исследовании по этнографии приводится большое количество народных примет, сказок, пословиц, песен, описаний свадебных, похоронных и других семейных обрядов, предметов материальной культуры татарского народа – жилища, одежды, пищи, сведения о народной медицине. Под руководством Насыри в 1871–1897 гг. (с перерывом в 1886, 1887 и 1895 гг.) издавался ежегодный календарь («Казан календаре»), в котором, помимо собственных календарных сведений, помещалось много научного и литературного материала. Наследие Насыри оказало огромное влияние на Г.Тукая, М.Гафури, Г.Камала и др.

Источники