Насыри Каюм Габдельнасырович: различия между версиями
RazilyaG (обсуждение | вклад) |
RazilyaG (обсуждение | вклад) (указание источника фото) |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
== Деятельность == | == Деятельность == | ||
В 1855–1871 гг. преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, позднее в Казанской духовной семинарии. В 1871 г. по предложению инспектора татарских, башкирских и казахских школ Казанского учебного округа В.В.Радлова открыл в Казани начальную русско-татарскую школу для татарских учащихся. Вследствие расхождения с В.В.Радловым по вопросам методики преподавания в 1876 г. оставил школу и занялся литературной и научной деятельностью. Важное значение для просвещения татарского народа, по мнению Насыри, имело знакомство и сближение с русской культурой. В 1885 г. был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете''.'' Внес значительный вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка. Значительная часть научных исследований Насыри посвящена изучению истории татарского народа, России, всеобщей истории. В его исследовании по этнографии приводится большое количество народных примет, сказок, пословиц, песен, описаний свадебных, похоронных и других семейных обрядов, предметов материальной культуры татарского народа – жилища, одежды, пищи, сведения о народной медицине. Под руководством Насыри в 1871–1897 гг. (с перерывом в 1886, 1887 и 1895 гг.) издавался ежегодный календарь ([[«Казан календаре»]]), в котором, помимо собственных календарных сведений, помещалось много научного и литературного материала. Наследие Насыри оказало огромное влияние на Г.Тукая, М.Гафури, Г.Камала и др. | В 1855–1871 гг. преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, позднее в Казанской духовной семинарии. В 1871 г. по предложению инспектора татарских, башкирских и казахских школ Казанского учебного округа В.В.Радлова открыл в Казани начальную русско-татарскую школу для татарских учащихся. Вследствие расхождения с В.В.Радловым по вопросам методики преподавания в 1876 г. оставил школу и занялся литературной и научной деятельностью. Важное значение для просвещения татарского народа, по мнению Насыри, имело знакомство и сближение с русской культурой. В 1885 г. был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете''.'' Внес значительный вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка. Значительная часть научных исследований Насыри посвящена изучению истории татарского народа, России, всеобщей истории. В его исследовании по этнографии приводится большое количество народных примет, сказок, пословиц, песен, описаний свадебных, похоронных и других семейных обрядов, предметов материальной культуры татарского народа – жилища, одежды, пищи, сведения о народной медицине. Под руководством Насыри в 1871–1897 гг. (с перерывом в 1886, 1887 и 1895 гг.) издавался ежегодный календарь ([[«Казан календаре»]]), в котором, помимо собственных календарных сведений, помещалось много научного и литературного материала. Наследие Насыри оказало огромное влияние на Г.Тукая, М.Гафури, Г.Камала и др. | ||
+ | |||
+ | == Источники == | ||
+ | |||
+ | * [https://ru.wikipedia.org/wiki/Каюм_Насыри Источник фотографии] |
Текущая версия на 13:05, 29 ноября 2021
Дата рождения: | 02.02.1825 г. |
---|---|
Дата смерти: | 20.08.1902 г. |
Место рождения: | д.Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии, ныне с.Малые Ширданы Зеленодольского района |
Образование: | Казанское медресе «Касимия» |
Род деятельности: | Просветитель, языковед, писатель, историк, этнограф. |
Язык публикации: | татарский |
Насыри Каюм (Габделькаюм) Габдельнасырович (02.02.1825, д.Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии, ныне с.Малые Ширданы Зеленодольского района – 20.08.1902, г. Казань). Просветитель, языковед, писатель, историк, этнограф.
Образование
Первоначальное образование Насыри получил в мектебе отца, в 1841–1855 гг. обучался в Казанском медресе «Касимия». Самостоятельно овладел русским языком.
Деятельность
В 1855–1871 гг. преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, позднее в Казанской духовной семинарии. В 1871 г. по предложению инспектора татарских, башкирских и казахских школ Казанского учебного округа В.В.Радлова открыл в Казани начальную русско-татарскую школу для татарских учащихся. Вследствие расхождения с В.В.Радловым по вопросам методики преподавания в 1876 г. оставил школу и занялся литературной и научной деятельностью. Важное значение для просвещения татарского народа, по мнению Насыри, имело знакомство и сближение с русской культурой. В 1885 г. был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Внес значительный вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка. Значительная часть научных исследований Насыри посвящена изучению истории татарского народа, России, всеобщей истории. В его исследовании по этнографии приводится большое количество народных примет, сказок, пословиц, песен, описаний свадебных, похоронных и других семейных обрядов, предметов материальной культуры татарского народа – жилища, одежды, пищи, сведения о народной медицине. Под руководством Насыри в 1871–1897 гг. (с перерывом в 1886, 1887 и 1895 гг.) издавался ежегодный календарь («Казан календаре»), в котором, помимо собственных календарных сведений, помещалось много научного и литературного материала. Наследие Насыри оказало огромное влияние на Г.Тукая, М.Гафури, Г.Камала и др.