УКЫТУЧЫ (журнал): различия между версиями
RazilyaG (обсуждение | вклад) (новая страница издания) |
RazilyaG (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | {{Izdaniye | |
+ | |title = {{PAGENAME}} | ||
+ | |type = в январе–июле 1918 г. | ||
+ | |editor = Г.Баттал, Г.Газиз (Г.С.Губайдуллин), Г.Галяви, Г.Динмухамметов, М.Курбангалиев, А.Мустафа, Г.Шнаси | ||
+ | |founded = 1918 | ||
+ | |lang = татарский | ||
+ | |subject = освещались вопросы комплектования библиотек, привлечения в них читателей, приводились сведения об отечественных и зарубежных изданиях по педагогике | ||
+ | |number = 7 | ||
[[Category:Издания]] | [[Category:Издания]] | ||
Версия 17:29, 4 декабря 2021
{{Izdaniye |title = УКЫТУЧЫ (журнал) |type = в январе–июле 1918 г. |editor = Г.Баттал, Г.Газиз (Г.С.Губайдуллин), Г.Галяви, Г.Динмухамметов, М.Курбангалиев, А.Мустафа, Г.Шнаси |founded = 1918 |lang = татарский |subject = освещались вопросы комплектования библиотек, привлечения в них читателей, приводились сведения об отечественных и зарубежных изданиях по педагогике |number = 7
«УКЫТУЧЫ» («Учитель»), общественно-политический, педагогический, литературный ежемесячный журнал. Выходил в январе–июле 1918 г. на татарском языке. Издано 7 номеров. Издатель – Центральное бюро Всероссийского объединения мусульманских учителей. Решение об издании было принято съездом мусульманских учителей.
Лозунги
«Да здравствует автономная тюрко-татарская нация и равноправные образованные учителя!».
Тематика
Среди активных авторов – Г. Баттал, Г. Газиз (Г.С. Губайдуллин), Г. Галяви, Г. Динмухамметов, М. Курбангалиев, А. Мустафа, Г. Шнаси. На страницах журнала пропагандировалась стратегия развития и реформирования татарского образования: создание единой системы обучения и воспитания, строительство современных учебных заведений, объединение нерусских учителей России для обмена опытом, методической и материальной взаимопомощи, повышения статуса учителя, обеспечения пенсией (нерусских учебных заведения в Российской империи не пользовались государственной поддержкой и финансировались меценатами). Печатались постановления 2-го и 3-го Всероссийского съездов мусульманских учителей. Были опубликованы многочисленные научные статьи, в которых подробно освещались новые подходы, технологии, методы, формы обучения и воспитания (Ф. Давлеткильдеев, А. Мустафа, Г. Хабиб и др.), методические разработки по отдельным предметам (Л. Мустафа, Н. Шараф и др.), примеры уроков. Обсуждались проблемы татарского языкознания – орфографии, диалектологии (Г. Динмухамметов, Н. Хаким и др.), истории татарской литературы, взаимовлияния литератур, внешкольного образования, религиозного воспитания (Г. Газиз, З. Мамед, А. Мустафа и др.), положение татарской женщин. Поднимались вопросы комплектования библиотек, привлечения в них читателей, приводились сведения об отечественных и зарубежных изданиях по педагогике.
Источники
- Рәмиев И. Вакытлы татар матбугаты (Альбом). 1905–1925. Казан, 1926;
- Татарская энциклопедия. Казань, 2014. Т.6;
- Айнутдинов Р.А., Айнутдинова Л.М., Гилазев З.З. Казанская научная пресса. Казань 2013;
- Пресса Казани ХIХ–ХХI вв. Казань, 2016;
- Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание. Казань, 2017;
- Казанская периодика ХIХ–ХХI вв.: Энциклопедический справочник для средств массовых коммуникаций. Казань, 2018.