Баруди Галимджан Мухаммаджанович: различия между версиями

Материал из Tatjur
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница персоны)
 
 
Строка 1: Строка 1:
 +
{{Person
 +
|title = {{PAGENAME}}
 +
|img = Галимджан Баруди.jpg
 +
|date = 05.02.1857 г.
 +
|death = 06.12.1921 г.
 +
|city = д. Малые Ковали Казанского уезда Казанской губернии
 +
|education = Медресе «Касимия» (г. Казань)
 +
|occupation = религиозный и общественный деятель
 +
|lang = татарский
 +
}}
 +
[[Category:Персоналии]]
 
'''Баруди Галимджан Мухаммаджанович''' '''(настоящая фамилия Галиев)''' (05.02.1857 г., д. Малые Ковали Казанского уезда Казанской губернии – 06.12.1921 г., г. Москва, похоронен в г. Казани). Религиозный и общественный деятель. Один из идеологов джадидизма. Из купеческой семьи.  
 
'''Баруди Галимджан Мухаммаджанович''' '''(настоящая фамилия Галиев)''' (05.02.1857 г., д. Малые Ковали Казанского уезда Казанской губернии – 06.12.1921 г., г. Москва, похоронен в г. Казани). Религиозный и общественный деятель. Один из идеологов джадидизма. Из купеческой семьи.  
  

Текущая версия на 10:02, 16 ноября 2021

Баруди Галимджан Мухаммаджанович
Галимджан Баруди.jpg
Дата рождения: 05.02.1857 г.
Дата смерти: 06.12.1921 г.
Место рождения: д. Малые Ковали Казанского уезда Казанской губернии
Образование: Медресе «Касимия» (г. Казань)
Род деятельности: религиозный и общественный деятель
Язык публикации: татарский

Баруди Галимджан Мухаммаджанович (настоящая фамилия Галиев) (05.02.1857 г., д. Малые Ковали Казанского уезда Казанской губернии – 06.12.1921 г., г. Москва, похоронен в г. Казани). Религиозный и общественный деятель. Один из идеологов джадидизма. Из купеческой семьи.

Образование

Учился в медресе «Касимия» (г. Казань), с 1875 г. – в Бухаре.

Преподавательская и издательская деятельность

Основатель и руководитель медресе «Мухаммадия» (с 1882 г.), имам-хатиб 5-й соборной (ныне Галеевской) мечети в Казани (1882–1917 гг.). С 1891 г. в возглавляемом им медресе стал применять новометодную систему обучения с преподаванием светских предметов и использованием звукового метода. Участвовал в работе 2-го и 3-го Всероссийских съездов мусульман. На последнем был избран членом президиума, председателем комиссии по реорганизации органов духовного управления мусульман. Член ЦК организации «Иттифак аль-муслимин». В 1906–1917 гг. (с перерывом) издатель и редактор журнала «ад-Дин ва аль-адаб». Одновременно компаньон товарищества «Торговый дом Идрисов, Галиев и К°» (с 1908 г. «Миллят», торговля книгами и письменными принадлежностями).

Политическая деятельность и репрессии

В 1907 г. был одним из организаторов съезда учителей татарских школ в Казани; задержан по обвинению в панисламистской пропаганде среди мусульман и в 1908 г. выслан в Вологодскую губернии. Через несколько месяцев ему удалось получить разрешение на выезд за границу. Г. Баруди совершил хадж в Мекку; посетил также Медину, Каир, Дамаск, Стамбул и Берлин. По возвращении в Казань в 1910 г. находился под негласным надзором полиции в связи с обвинениями в панисламизме, неоднократно подвергался обыскам. Участник Всероссийских мусульманских съездов в 1917 г. На 1-м Всероссийском мусульманском съезде на альтернативной основе был избран муфтием Центрального Духовного Управления мусульман Внутренней России и Сибири (г.Уфа). Депутат Миллэт Меджлиси (1917–1918 гг.), избран председателем Диния назарате. После запрещения деятельности национальных общественных организаций весной 1918 г. выехал в г. Петропавловск, в марте 1919 г. вернулся в Уфу. В июне 1919 г. арестован органами ВЧК. После освобождения продолжал выполнять обязанности муфтия. В 1921 г. в Москве, занимался организацией помощи голодающим. Работы по мусульманскому богословию, значительная часть которых составляют переводы с арабского, тюркского и персидского языков.