Рамеев Сагит Лутфуллович: различия между версиями
RazilyaG (обсуждение | вклад) (новая страница персоны) |
RazilyaG (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{Person | ||
+ | |title = {{PAGENAME}} | ||
+ | |img = Sagit Ramiev.jpg | ||
+ | |date = 12.02.1880 г. | ||
+ | |death = 16.03.1926 г. | ||
+ | |city = д. Акман (Ибраево ) Оренбургской губернии | ||
+ | |education = Медресе «Хусаиния» (г. Оренбург). | ||
+ | |occupation = поэт, драматург, прозаик, журналист, публицист, переводчик, театровед. | ||
+ | |lang = татарский | ||
+ | }} | ||
+ | [[Category:Персоналии]] | ||
+ | |||
'''Рамеев Сагит Лутфуллович''' (12.02.1880, д.Акман (Ибраево) Оренбургской губернии – 16.03.1926, г.Уфа). Поэт, драматург, прозаик, журналист, публицист, переводчик, театровед. Родословная Рамеева восходит к генеалогии поэта-философа Дэрдменда (Закира Рамеева). Рамеев родился в семье плотовщика. | '''Рамеев Сагит Лутфуллович''' (12.02.1880, д.Акман (Ибраево) Оренбургской губернии – 16.03.1926, г.Уфа). Поэт, драматург, прозаик, журналист, публицист, переводчик, театровед. Родословная Рамеева восходит к генеалогии поэта-философа Дэрдменда (Закира Рамеева). Рамеев родился в семье плотовщика. | ||
Версия 16:59, 29 ноября 2021
Дата рождения: | 12.02.1880 г. |
---|---|
Дата смерти: | 16.03.1926 г. |
Место рождения: | д. Акман (Ибраево ) Оренбургской губернии |
Образование: | Медресе «Хусаиния» (г. Оренбург). |
Род деятельности: | поэт, драматург, прозаик, журналист, публицист, переводчик, театровед. |
Язык публикации: | татарский |
Рамеев Сагит Лутфуллович (12.02.1880, д.Акман (Ибраево) Оренбургской губернии – 16.03.1926, г.Уфа). Поэт, драматург, прозаик, журналист, публицист, переводчик, театровед. Родословная Рамеева восходит к генеалогии поэта-философа Дэрдменда (Закира Рамеева). Рамеев родился в семье плотовщика.
Образование
До 11 лет учился в начале школе г.Илек, в 1890–1902 гг. – в медресе «Хусаиния» (г. Оренбург). В творчестве Рамеева выявляются 3 периода: казанский, астраханский, уфимский.
Деятельность
Наиболее плодотворный – казанский (1906–1910 гг.), отличавшийся приверженностью поэта к разнородным идейно-эстетическим направлениям (социалистическому и модернистскому). В эти годы он успешно работал в области поэзии, прозы, драматургии, выступал как талантливый журналист в эсеровских газетах Г. Исхаки «Тан юлдузы», «Тавыш», «Тан мажмугасы». В них он печатал многочисленные публицистические статьи и стихи, направленные против военно-полицейского режима царизма, а также революционные песни. За эти публикации Рамеев был объявлен государственным преступником и некоторое время провел в тюрьме. Он принимал активное участие в создании татарского театра, его официальное открытие (22 декабря 1906 г.) началось с пламенного вступительного слова Рамеева. Стихотворения Рамеева, напечатанные в 1907–1910 гг. в газетах «аль-Ислах» и «Волжско-Камская речь» (в переводе на русский язык), позволяют отнести его к числу ведущих татарских поэтов. После закрытия газеты «аль-Ислах» (1909 г.) Рамеев руководил сатирико-юмористическим приложением «Без» к газете «Казан мухбире». Сотрудничал с газетой «Баянельхак»: вел рубрику, посвященную новым книгам, публиковал обзоры культурно-просветительской деятельности среди татар Восточного, Нового и Купеческого клубов Казани. После поражения Революции 1905–1907 гг. Рамеев пережил сильное разочарование в идеалах буржуазного прогресса, его социально-политические, национальные идеалы остались невоплощенными. Рамеев перестал писать на темы революции и классовой борьбы и перешел на позиции индивидуализма, воспевая стремление человека к духовной свободе.
В 1910–1914 гг. Рамеев жил в Астрахани, выполнял обязанности секретаря, через некоторое время – неофициального фактического редактора газеты «Идель», в которой вел общественно-политическую и культурно-просветительскую работу среди тюрко-татарского населения города и края. Работая в газете «Идель», Рамеев напечатал этнографические очерки о ногайцах, написал статьи по проблемам литературы, театра, музыки, медицины, об азербайджанском просветителе-драматурге М.Ф.Ахундове, о Н.Нариманове, татарском большевике Х.Ямашеве; вел рубрику «Советы для начинающих поэтов». В 1911–1912 гг. выступал со статьями, в которых ставил вопрос о необходимости перевода письменности тюрко-татарских народов с арабской графики на латиницу. По приглашению Рамеева в Астрахани в течение месяца гостил поэт Г.Тукай. В начале 1914 г. оппозиционно настроенная к властям газета «Идель» была закрыта, «политически неблагонадежному» Рамееву было приказано покинуть Астрахань. Поэт уехал в Уфу, работал переводчиком в редакции журнала «Уфимский сельскохозяйственный листок», выпускал «Уфаның авыл көнкүреше журналы» («Уфимский сельскохозяйственный журнал») на татарском языке.
В январе 1916 г. царская охранка предприняла попытку втянуть Рамеева в свою агентурную сеть. Достоянием общественности стал список сотрудника уфимской жандармерии, в котором значился и поэт. Этот факт оброс многочисленными слухами, стал поводом для обвинений, подозрений. Рамеев тяжело переживал случившееся. В 1918–1919 гг. Рамеев исполнял обязанности секретаря ревкома в пос.Вагапово (Агапово) и заведующего отделением народного образования станицы Магнитная Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. В 1920–1922 гг. заведовал мусульманской секцией Верхнеуральского городского комитета РКП(б) г. ВерхнеУральск, работал инспектором по делам национальностей в Челябинском губернском отделе. Здесь же сотрудничал с газетой «Кызыл Урал»; преподавал татарский язык в педагогическом техникуме. В конце 1922 г. вернулся в Уфу, руководил издательским отделом Народного комиссариата земледелия Башкирской АССР, принимал участие в работе Общества по изучению Башкортостана, являлся членом секции Академического центра по подготовке учебников для башкирских школ, составил первый проект орфографии башкирского языка и т.д. В 1923 г. Рамеев заболел туберкулезом легких, умер после продолжительной болезни.