ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК (журнал)
ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК, периодическое издание; выходило в 1855–1918 гг.; основан как журнал Казанcкой духовной академии (КДА) по инициативе архиепископа Казанского и Свияжского Григория (Постникова). Первоначально издавался по 4 номера в год, в 1858–1915 гг. – по 12. В 1916–1917 гг. издавался в виде 6 двухмесячных номеров. В 1917 г. вышло 4 номера, в апреле 1918 г. – единственный номер. В 1912–1916 гг. в качестве приложения к журналу «Православный собеседник» издавался журнал «Инородческое обозрение».
Редакторы
В 1855–1870 гг. редколлегией руководил ректор КДА, в 1870 г. ректор стал главным редактором, оригинальные сочинения курировал один редактор, переводные – другой. Редакторами оригинальных сочинений были И.П. Гвоздев, П.В. Знаменский, переводных – Н.П. Соколов, А.А. Некрасов. С 1879 г. журналом руководил один редактор – Антоний (Вадковский), А.А. Красносельцев, с 1886 г. журнал возглавляла редколлегия (П.В. Знаменский, Н.Я. Беляев, И.С. Бердников). В 1896–1918 гг. – вновь один редактор: П.В. Знаменский, С.А. Терновский, Л.И. Писарев, В.А. Никольский.
Тематика
В 1858–1859 гг. под руководством ректора КДА Иоанна (Соколова) «Православный собеседник» стал одним из самых популярных журналов России, в нем печатались статьи с осуждением крепостного права, предложения по реформированию органов власти, общества и церкви (среди авторов – сам Иоанн, А.П. Щапов и др.). Направленность журнала вызвала негативную реакцию консерваторов; с 1860 г. тираж «Православного собеседника» резко снизился. Новый взлет популярности журнала произошел в 1906–1907 гг., когда редактором стал либерально настроенный профессор КДА Л.И. Писарев. В эти годы в «Православном собеседнике» обсуждались предложения о реформах церкви, насущные политические проблемы. С введением в 1911 г. консервативного Устава духовных академий структура и содержание академических журналов были поставлены под жесткий контроль Синода. В журнале публиковались материалы по основным разделам богословия, а также по всеобщей и российской церковной истории, патрологии, агиографии, педагогике, языковедению. Большое внимание в журнале уделялось вопросам изучения основных конфессий России. Значительное количество статей было посвящены этнографии, религиозному состоянию и истории татарского народа и других народов Поволжья. В журнале печатались сочинения и документы по истории церкви, в основном из рукописей библиотеки Соловецкого монастыря, русские переводы Деяний Вселенских соборов, а также Стоглавого и других Поместных соборов Русской православной церкви.
Источники
- Красносельцев Н.Ф. К истории «Православного собеседника»: По поводу 30-летия журнала // Православный собеседник. 1884. №12;
- Люстрицкий В.Ф. Указатель к «Православному собеседнику» за двадцать лет его издания (с 1855 – 1875 г.). Казань, 1876;
- Указатель статей «Православного собеседника». 1877–1891. Казань, 1892; Указатель к «Православному собеседнику» за 1892–1909 годы. Казань, 1910;
- Журавский А.В. К истории «Православного собеседника» // Православный собеседник. 2000. Вып.1; Татарская энциклопедия. Казань, 2008. Т.4;
- Пресса Казани ХIХ–ХХI вв. Казань, 2016;
- Казанская периодика ХIХ–ХХI вв.: Энциклопедический справочник для средств массовых коммуникаций. Казань, 2018;
- Источник фотографии