МАГАРИФ (журнал г. Казань)
«МАГАРИФ» («Мәгариф» – «Просвещение»), общественно-педагогический, научно-литературный ежемесячный журнал. Учредитель – АО «Татмедиа». Издается в Казани с 7 ноября 1918 г. Начал выходить как орган Научной коллегии Комиссариата по делам мусульман Внутренней России. С ноября 1918 г. по март 1919 г. вышло 3 номера, затем выпуск прекратился. В апреле 1921 г. издание журнала было возобновлено Наркоматом просвещения ТАССР. Название менялось: в 1918–1936 гг. «Магариф», в 1936–1937 гг. «Башлангыч мектеб» («Начальная школа»), в 1938–1941 гг., 1949–1990 гг. «Совет мектебе» («Советская школа»), с 1990 г. «Магариф». Организаторами журнала были его 1-й редактор Г. Ибрагимов и народный комиссар просвещения Казанской губернии Ш. Ахмадиев. Редакторы: В. Шафигуллин (1921–1922 гг.), Г. Максудов (1923–1924 гг.), М. Тагиров (1925 г.), Н. Мухутдинов (1927 г.), Г. Ходаяров (1931–1932 гг.), Г. Биктагиров (1933–1934), Ш. Башкиров (1934–1937 гг.), И. Абдрашитов (1937 г.), Г. Бакиров (1937 г.), М. Валидова (1938–1941 гг.), Х. Хайри (1949 г.), Г. Гайфуллин (1950–1951 гг.), Ф. Махиянов (1952–1960 гг.), Ш. Ногманов (1960 г.), Ф. Ибрагимов (1960–1977 гг.), В. Зиятдинов (1977–1989 гг.), Ф. Шарифуллин (1989–2003 гг.), Г. Шамсутдинов (2004–2016 гг.), С. Таишева (с 2016 г.).
Тематика
В 1-й половине 1920-х гг. преобладали публикации на общеполитические и исторические темы, со 2-й половины 1920-х гг. журнал стал уделять больше внимания педагогическим вопросам. Среди основных тем: развитие нового направления в педагогике – педологии, проблемы политико-просветительской деятельности, профессионального образования, дошкольного воспитания, профсоюзной работы среди педагогов, пионерская и краеведческая работа в школе, антирелигиозная пропаганда и др. В эти годы в журнале активно публиковались Г. Алпаров, Х. Бадиги, А. Валитов, В. Горохов, М. Курбангалиев, Н. Надиев, Г. Нугайбек, Ш. Рамазанов, Г. Рахим, И. Рахматуллин, Г. Сагди, Д. Сафин, Ф. Хамидуллин, Г. Шараф, Л. Яфаров. В 1930-е гг. много места на страницах журнала отводилось переходу на яналиф, борьбе с неграмотностью, повышению качества учебно-воспитательной работы, укреплению материальной базы школ.
В сентябре 1936 г. на заседании бюро Татарского обкома ВКП(б) был поставлен вопрос «о грубых извращениях и коренных недостатках журнала «Магариф»; его решением был отстранен от должности главного редактор, народный комиссар просвещения Ш.Г. Башкиров. В связи с кампанией по борьбе с педологией редакция была расформирована, журнал переименован в «Башлангыч мектеб» («Начальная школа»), и его тематика сужена до вопросов начального образования. В 1941–1948 гг. журнал не издавался. После окончания Великой Отечественной войны Наркомат просвещения ТАССР выпускал сборники «Халык мәгарифе буенча җитәкче һәм педагогик-методик материаллар җыентыгы» («Сборник руководящих и педагогико-методических материалов по народному просвещению», 1945 г.), «Педагогик-методик җыентык» («Педагогико-методический сборник», вып.1–2, 1946–1947 гг.).
В 1949 г. по инициативе руководства ТАССР был возобновлен выпуск полноценного журнала: первоначально издавался 1 раз в 2 месяца, с 1956 г. ежемесячно. После принятия Закона СССР «Об укреплении связи школы с жизнью...» (1958 г.) основное внимание журнал стал уделять вопросам реформирования школы, связи обучения с производством. В 1951 г. материалы в разделе «Русский язык и литература в татарской школе» начали печататься на русском языке. Во 2-й половине 1960-х гг. в журнале нашли отражение материалы конференций по вопросам повышения эффективности учебно-воспитательной работы, познавательной активности учащихся, совершенствования обучения татарскому языку и литературе, применения технических средств обучения. В дальнейшем редакция журнала широко привлекала ученых и педагогов республики к публикации современных разработок, прежде всего по методике проблемного обучения.
В 1990-е гг. тематика журнала значительно изменилась. На его страницах нашли отражение новые подходы к определению целей и задач национальной школы, реализации Закона о языках народов РТ, организации учебно-воспитательной работы. На протяжении всей своей истории журнал являлся одним из ведущих татарских периодических изданий. Он продолжает вносить большой вклад в дальнейшее развитие татарской национальной школы и повышение квалификации педагогических кадров.
Источники
- Надиев Н. О татарском педагогическом журнале «Магариф» // Просвещение и жизнь. 1929. № 1;
- Как разгромили журнал «Магариф» // Султанбеков Б.Ф. Татарстан. XX век. Личности, события, документы. Казань, 2003. Кн. 2;
- Шарифуллин Ф. Узган юлга күз салсак... // Мәгариф. 2003. № 3;
- Татарская энциклопедия. Казань, 2008. Т.4;
- Айнутдинов Р.А., Айнутдинова Л.М., Гилазев З.З. Казанская научная пресса. Казань 2013;
- Пресса Казани ХIХ–ХХI вв. Казань, 2016;
- Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание. Казань, 2017;
- Казанская периодика ХIХ–ХХI вв.: Энциклопедический справочник для средств массовых коммуникаций. Казань, 2018.