РУСИЯ СЭУДЭСЕ (журнал)
РУСИЯ СЭУДЭСЕ («Русия сәүдәсе» – «Российская торговля»), экономический журнал. Издавался в Казани с октября 1912 г. по 1917 г. на татарском языке. Издатель и редактор – Ш. Шафигуллин, секретарь – Ш. Байчура.
Тематика
Среди активных авторов – Х. Амиров, М. Айраш, Г. Гафуров, Г. Насыбуллин, С. Рахманкулов, Ш. Хусаинов. Цель издания – помощь татарским предпринимателям и татарскому обществу в освоении экономических знаний. Редакция выступала за развитие отечественной промышленности, создание основных отраслей промышленного производства, против засилья иностранного капитала. В материалах позитивно оценивались процессы концентрации татарского национального капитала, образования торговых домов и акционерных обществ. Отмечалась экспансия татарской буржуазии за пределы Поволжского региона, которая, по мнению журнала, была обусловлена конкуренцией между крупным столичным и мелким региональным бизнесом, политико-административными ограничениями. Редакция приветствовала расширение сферы применения татарского капитала, обогащение его структуры, успехи татарских предпринимателей в золотодобывающей, текстильной, меховой и мыловаренной промышленности, ресторанном деле. Была опубликована серия статей, посвященная кооперации и кооперативному движению, положительно оценивались производственная кооперация, объединение крестьян в ассоциации по сбыту и приобретению товаров. Журнал знакомил читателя с историей кооперации в странах Запада и со скандинавским опытом. Печатались также статьи естественно-научного характера, призванные повышать культурный уровень татарского общества.
Источники
- Газизуллин Ф.Г. Становление и развитие социально-экономической мысли татарского народа. СПб., 2004;
- Татарская энциклопедия. Казань, 2010. Т.5;
- Айнутдинов Р.А., Айнутдинова Л.М., Гилазев З.З. Казанская научная пресса. Казань 2013;
- Пресса Казани ХIХ–ХХI вв. Казань, 2016;
- Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание. Казань, 2017;
- Казанская периодика ХIХ–ХХI вв.: Энциклопедический справочник для средств массовых коммуникаций. Казань, 2018.