ИЛЬ (газета)
«ИЛЬ» («Ил» – «Отчизна»), общественно-политическая газета. Издавалась в Петербурге с 22 октября 1913 г., в Москве с ноября 1914 г. по апрель 1918 г., 3 раза в неделю. Издано 292 номера. Имела подзаголовок «Тюрко-татарская газета по вопросам быта». Название менялось: с декабря 1915 г. по июнь 1916 г. – «Сюз», с 10 ноября 1916 г. по апрель 1918 г. – «Безнен иль».
Издатель, редакторы и авторы
Издатель – Г. Исхаки, редакторы: Г. Исхаки и М.А. Маулямбердиев (Н. Гасрый). Печатались: Г. Абизов, Ш. Алкин, М. Акчурина, З. Валиди, Г. Дивишев, Н. Думави, Г. Кариев, Г. Каримов, М. Максудова, К. Мустакаев, Ш. Мухамедьяров, К. Сагид, А. Сартанова, С. Сунчелей, Ф.Туктаров, М. Фуад, М. Халили, С. Якупова и др.
Тематика
Редакция ставила цели: повышение культурного уровня и национального самосознания тюрко-татарского народа; духовное единение российских мусульман; достоверное и обстоятельное освещение событий, происходивших в исламском мире, внешней политики России. С 1916 г. выходила под лозунгами: «Да здравствует народная республика!», «За процветание всех мусульманских народов России и уравнение их в правах с другими нациями!».
Обширный круг вопросов
Освещался обширный круг вопросов: влияние внешней политики на состояние дел в экономике, торговле и промышленности; борьба с социальными болезнями общества: пьянством, проституцией, преступностью, безработицей; российское законодательство и разъяснение его мусульманам; выход местных книжных изданий, журналов и газет. Публиковались стихи Г. Тукая, М. Гафури, Н. Думави, С. Сунчелея, М. Шарифи, К. Эмре, Гыйффат; рассказы и фельетоны Г. Исхаки, К. Тинчурина, Г. Рахима, Х. Гасри, Х. Еникеева и других; рецензии на новые литературные произведения; статьи о достижениях передовых западноевропейских стран в области науки, образования, экономики. В рубрике «Прошлое и настоящее» освещалась деятельность широкой сети благотворительных обществ «Джамгыят хайрия», действовавших в Москве, Оренбурге, Казани, Астрахани. Публиковались списки людей, оказавших финансовую поддержку Мусульманскому народному сийскому, Всероссийскому мусульманскому совету и другим организациям. Газете удалось установить тесный контакт с читателями во всех регионах, отклики от них приходили также из зарубежья (Финляндия, Турция).
Сотрудничество с татарскими изданиями
Газета сотрудничала и обменивалась информацией с татарскими изданиями: «Юлдуз», «Вакыт», «Ильче», «Кояш», «Ак юл», «Ялт-Йолт», «Сююмбике» и др. На обсуждение часто выносились статьи, опубликованные ранее в других изданиях. Освещалась деятельность обществ «Дар аль-мугаллимин», «Мудафага нисван», «Шарык клубы» и других, сыгравших большую роль в культурной жизни татар. Печатались интервью с представителями татарской интеллигенции, некрологи. Прогрессивное значение сыграла рубрика «Голос женщины», призывавшая к равноправию полов. «Иль» выступала за разделение образования на религиозное и светское, распространение новометодных школ, включение в учебную программу в качестве обязательных дисциплин всеобщей истории, русской литературы, географии, исламоведения, истории Российского государства, права, химии, медицины, экономики и др. Печатались программы и стенографические отчеты о работе мусульманских съездов. Критиковалась национальная политика российского правительства (игнорирование национальной, культурной и религиозной специфики жизни нерусских народов, их права на самоопределение). Члены редакции не раз привлекались к суду, номера конфисковывались. В апреле 1918 г. газета была окончательно закрыта.
Источники
- Татарская энциклопедия. Казань, 2005. Т.2;
- Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание. Казань, 2017.