Гаспринский Исмаил-бей: различия между версиями

Материал из Tatjur
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница персоны)
 
(Указание источника фотографии)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{Person
 +
|title = {{PAGENAME}}
 +
|img = Гаспринский Исмаил-бей.jpg
 +
|date = 08.03.1851 г.
 +
|death = 11.09.1914 г.
 +
|city = д. Авджикой, Крым
 +
|education = Медресе в г. Бахчисарай, гимназия г. Симферополь, кадетский корпус г. Воронеж.
 +
|occupation = общественный и политический деятель, просветитель, педагог, издатель
 +
|lang = татарский, тюркский
 +
}}
 +
[[Category:Персоналии]]
 
'''Гаспринский (Гаспралы) Исмаил-бей''' (08.03.1851 г., д. Авджикой, Крым – 11.09.1914 г., г. Бахчисарай). Общественный и политический деятель, просветитель, педагог, издатель.  
 
'''Гаспринский (Гаспралы) Исмаил-бей''' (08.03.1851 г., д. Авджикой, Крым – 11.09.1914 г., г. Бахчисарай). Общественный и политический деятель, просветитель, педагог, издатель.  
  
Строка 4: Строка 15:
 
Учился в медресе в г. Бахчисарай, в гимназии г. Симферополь, кадетском корпусе г. Воронеж.  
 
Учился в медресе в г. Бахчисарай, в гимназии г. Симферополь, кадетском корпусе г. Воронеж.  
  
== Образовательная деятельность и публикации ==
+
== Образовательная и общественная деятельность ==
В 1865–1967 гг. жил в г. Москве в семье известного славянофила М.Н. Каткова. С 1867 г. в Крыму, преподавал русский язык в [[медресе «Зынджирлы»]] (г. Бахчисарай). В 1871 г. в Париже, учился в Сорбонне, работал переводчиком в рекламном агентстве, был секретарем И.С. Тургенева. Сблизился с французскими либералами, написал работу [[«Беспристрастный взгляд на европейскую цивилизацию»]] (г. Бахчисарай, 1885 г.), в которой предпринял попытку показать пути преодоления колониальной зависимости Востока от Запада. В 1874–1875 гг. в Стамбуле: писал корреспонденции для ряда петербургских, московских и одесских газет, сблизился с младотурками, испытал влияние идеолога мусульманского реформаторства аль-Афгани. После возвращения в Крым в 1876 г. работал учителем. В 1878 г. был избран городским головой Бахчисарая. Сотрудничал с российскими газетами, издал сборник статей по проблемам литературы и политики. Публиковался в [[газете «Таврида»]] (г. Симферополь) и других изданиях, главным образом на крымско-татарском языке. С апреля 1883 г. стал издавать первую в России [[тюркоязычную газету «Тарджеман»]]. На ее страницах выдвинул идею культурного и национального единства тюркских народов России на основе «единства языка, мысли и действий» мусульман. Считая образование главным для национального возрождения мусульман страны, свои усилия направил на создание новых, реформированных мектебов и медресе. В медресе, основанном им в 1884 г., И. Гаспринский ввел новый (звуковой) метод обучения арабскому алфавиту, включил в программу ряд светских предметов, поэтому оно стало образцом для множества новометодных учебных заведений в России. И. Гаспринский занимался книгоиздательством, наладил печатание Корана в Бахчисарае. Важной задачей России, по его мнению, было установление дружественных отношений с Персией и Турцией. В 1904 г. И. Гаспринский организовал первый в России [[профсоюз печатников в Бахчисарае]]. В период Революции 1905–1907 гг. он один из организаторов двух съездов крестьян Крыма, участник 1, 2 и 3-го Всероссийского съездов мусульман; на 2-м съезде выступил против [[«классовых распрей»]], за [[«обеспечение культурного развития мусульман»]], на 3-м съезде был избран членом Президиума и [[ЦК партии «Иттифак аль-муслимин»]]. По мнению И. Гаспринского, партия должна была заниматься решением культурных и религиозных проблем мусульман и не вмешиваться в политику. С 1906 г. издавал на крымско-татарском языке [[журнал «Алями нисван»]] ([[«Мир женщин»]]) для женщин-мусульманок. В 1910 г. [[парижский журнал «La Revue du Monde Musulman»]] ([[«Мусульманский мир»]]) внес предложение о присуждении Гаспринскому Нобелевской премии мира.
+
В 1865–1967 гг. жил в г. Москве в семье известного славянофила М.Н. Каткова. С 1867 г. в Крыму, преподавал русский язык в [[медресе «Зынджирлы»]] (г. Бахчисарай). В 1871 г. в Париже, учился в Сорбонне, работал переводчиком в рекламном агентстве, был секретарем И.С. Тургенева. Сблизился с французскими либералами, написал работу [[«Беспристрастный взгляд на европейскую цивилизацию»]] (г. Бахчисарай, 1885 г.), в которой предпринял попытку показать пути преодоления колониальной зависимости Востока от Запада. В 1874–1875 гг. в Стамбуле: писал корреспонденции для ряда петербургских, московских и одесских газет, сблизился с младотурками, испытал влияние идеолога мусульманского реформаторства аль-Афгани. После возвращения в Крым в 1876 г. работал учителем. В 1878 г. был избран городским головой Бахчисарая. Сотрудничал с российскими газетами, издал сборник статей по проблемам литературы и политики. Считая образование главным для национального возрождения мусульман страны, свои усилия направил на создание новых, реформированных мектебов и медресе. В медресе, основанном им в 1884 г., И. Гаспринский ввел новый (звуковой) метод обучения арабскому алфавиту, включил в программу ряд светских предметов, поэтому оно стало образцом для множества новометодных учебных заведений в России. И. Гаспринский занимался книгоиздательством, наладил печатание Корана в Бахчисарае. Важной задачей России, по его мнению, было установление дружественных отношений с Персией и Турцией. В 1904 г. И. Гаспринский организовал первый в России [[профсоюз печатников в Бахчисарае]]. В период Революции 1905–1907 гг. он один из организаторов двух съездов крестьян Крыма, участник 1, 2 и 3-го Всероссийского съездов мусульман; на 2-м съезде выступил против [[«классовых распрей»]], за [[«обеспечение культурного развития мусульман»]], на 3-м съезде был избран членом Президиума и [[ЦК партии «Иттифак аль-муслимин»]]. По мнению И. Гаспринского, партия должна была заниматься решением культурных и религиозных проблем мусульман и не вмешиваться в политику. С 1906 г. издавал на крымско-татарском языке [[журнал «Алями нисван»]] ([[«Мир женщин»]]) для женщин-мусульманок. В 1910 г. [[парижский журнал «La Revue du Monde Musulman»]] ([[«Мусульманский мир»]]) внес предложение о присуждении Гаспринскому Нобелевской премии мира.
 +
 
 +
== Публикации ==
 +
Публиковался в [[газете «Таврида»]] (г. Симферополь) и других изданиях, главным образом на крымско-татарском языке. С апреля 1883 г. стал издавать первую в России [[тюркоязычную газету «Тарджеман»]]. На ее страницах выдвинул идею культурного и национального единства тюркских народов России на основе «единства языка, мысли и действий» мусульман.
 +
 
 +
== Источники ==
 +
 
 +
* [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B8%D0%BB#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ismail_Gaspirali_2.jpg Источник фотографии]

Текущая версия на 10:59, 23 ноября 2021

Гаспринский Исмаил-бей
Гаспринский Исмаил-бей.jpg
Дата рождения: 08.03.1851 г.
Дата смерти: 11.09.1914 г.
Место рождения: д. Авджикой, Крым
Образование: Медресе в г. Бахчисарай, гимназия г. Симферополь, кадетский корпус г. Воронеж.
Род деятельности: общественный и политический деятель, просветитель, педагог, издатель
Язык публикации: татарский, тюркский

Гаспринский (Гаспралы) Исмаил-бей (08.03.1851 г., д. Авджикой, Крым – 11.09.1914 г., г. Бахчисарай). Общественный и политический деятель, просветитель, педагог, издатель.

Образование

Учился в медресе в г. Бахчисарай, в гимназии г. Симферополь, кадетском корпусе г. Воронеж.

Образовательная и общественная деятельность

В 1865–1967 гг. жил в г. Москве в семье известного славянофила М.Н. Каткова. С 1867 г. в Крыму, преподавал русский язык в медресе «Зынджирлы» (г. Бахчисарай). В 1871 г. в Париже, учился в Сорбонне, работал переводчиком в рекламном агентстве, был секретарем И.С. Тургенева. Сблизился с французскими либералами, написал работу «Беспристрастный взгляд на европейскую цивилизацию» (г. Бахчисарай, 1885 г.), в которой предпринял попытку показать пути преодоления колониальной зависимости Востока от Запада. В 1874–1875 гг. в Стамбуле: писал корреспонденции для ряда петербургских, московских и одесских газет, сблизился с младотурками, испытал влияние идеолога мусульманского реформаторства аль-Афгани. После возвращения в Крым в 1876 г. работал учителем. В 1878 г. был избран городским головой Бахчисарая. Сотрудничал с российскими газетами, издал сборник статей по проблемам литературы и политики. Считая образование главным для национального возрождения мусульман страны, свои усилия направил на создание новых, реформированных мектебов и медресе. В медресе, основанном им в 1884 г., И. Гаспринский ввел новый (звуковой) метод обучения арабскому алфавиту, включил в программу ряд светских предметов, поэтому оно стало образцом для множества новометодных учебных заведений в России. И. Гаспринский занимался книгоиздательством, наладил печатание Корана в Бахчисарае. Важной задачей России, по его мнению, было установление дружественных отношений с Персией и Турцией. В 1904 г. И. Гаспринский организовал первый в России профсоюз печатников в Бахчисарае. В период Революции 1905–1907 гг. он один из организаторов двух съездов крестьян Крыма, участник 1, 2 и 3-го Всероссийского съездов мусульман; на 2-м съезде выступил против «классовых распрей», за «обеспечение культурного развития мусульман», на 3-м съезде был избран членом Президиума и ЦК партии «Иттифак аль-муслимин». По мнению И. Гаспринского, партия должна была заниматься решением культурных и религиозных проблем мусульман и не вмешиваться в политику. С 1906 г. издавал на крымско-татарском языке журнал «Алями нисван» («Мир женщин») для женщин-мусульманок. В 1910 г. парижский журнал «La Revue du Monde Musulman» («Мусульманский мир») внес предложение о присуждении Гаспринскому Нобелевской премии мира.

Публикации

Публиковался в газете «Таврида» (г. Симферополь) и других изданиях, главным образом на крымско-татарском языке. С апреля 1883 г. стал издавать первую в России тюркоязычную газету «Тарджеман». На ее страницах выдвинул идею культурного и национального единства тюркских народов России на основе «единства языка, мысли и действий» мусульман.

Источники