ТАРДЖЕМАН (газета)

Материал из Tatjur
Версия от 16:33, 3 января 2022; LiliyaS (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
ТАРДЖЕМАН (газета)
Тип: 1885–1918 гг.
Главный редактор: И. Гаспринский, Х.С. Айвазов
Город: г. Бахчисарай (Крым)
Основана: 1885 г.
Язык: тюрко-татарский, русский
Тематика: просвещение мусульманских народов, важнейшими условиями которого полагала изучение русского и европейских языков, приобщение к современной европейской культуре

ТАРДЖЕМАН («Тәрҗеман» – «Переводчик»), общественно-политическая, литературная и научная газета. Издавалась в 1885–1918 гг. в г. Бахчисарай (Крым) еженедельно, с 1903 г. – 2–3 номера в неделю, после 1912 г. – ежедневно. Выходила на тюрко-татарском и русском языках, с 1905 г. – только на тюрко-татарском языке. В 1909–1910 гг. в Казани издавалось приложение для детей «Галяме сабиян» («Мир детей»). Распространялась также в Египте, Иране, Китае, Турции. До 1905 г. была единственной мусульманской газетой в России.

Редакторы

Основатель, редактор и издатель – И. Гаспринский, редактор – Х.С. Айвазов (с 1914 г.), издатель – Р. Гаспринский (сын И. Гаспринского). В 1887–1888 гг. в редакции работал журналист и ученый-экономист М. Акъегетзаде.

Лозунг

Печаталась под лозунгом: «Единство в языке, мыслях и делах!».

Тематика

Отражала и разъясняла общественно-политическую ситуацию в стране. Главной задачей редакция считала просвещение мусульманских народов, важнейшими условиями которого полагала изучение русского и европейских языков, приобщение к современной европейской культуре (статьи «Европейские письма», «Страна блаженства» И. Гаспринского и др.). Пропагандировала азбучно-звуковой метод обучения чтению («ысул савтия»), введение светских дисциплин в программы мектебов и медресе, создание новометодных учебных заведений. В 1915 г. было опубликовано письмо учеников Бахчисарайского медресе о необходимости отсрочки призыва в армию для учителей и учащихся, которое было перепечатано многими татарскими газетами и вызвало бурную дискуссию. Последовательно ставился вопрос о развитии национальной системы женского образования. Большое место отводилось пропаганде тюрко-татарского историко-культурного наследия. Газета считала своим долгом знакомить русское население с историей и культурой мусульманских народов, разъяснять суть общественных устремлений мусульман как движение к справедливости и равноправию. Освещались научно-технические достижения европейских стран. В 1904–1905 гг. печаталось много материалов о Японии как стране, овладевшей западными технологиями и сохранившей при этом национальную и культурную самобытность. «Тарджеман» пользовался огромным влиянием среди мусульманского населения и поддержкой татарской элиты (Ю. Акчуры, Г. Исхаки, С. Максудова, А. Максудова, Гани-бая Хусаинова и др.). С ростом числа татарский изданий после Революции 1905–1907 гг. роль издания уменьшилась.

Источники

  • Хамитбаева Н.С. Вопросы образования у татар на страницах газеты «Тарджеман» (1889–1894) // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. Казань, 1992;
  • Ислам в Евразии: Современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама. М., 2001;
  • Татарская энциклопедия. Казань, 2010. Т.5;
  • Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание. Казань, 2017.