ЧАЯН: различия между версиями

Материал из Tatjur
Перейти к навигации Перейти к поиску
(новая страница издания)
 
Строка 1: Строка 1:
 +
{{Izdaniye
 +
|img = КОМЕШ КЫНГЫРАУ (газета).jpg
 +
|title = {{PAGENAME}}
 +
|type = с января 2008 г.
 +
|editor = Н.И. Садыкова, Ф.М. Сафин (2009–2018 гг.), с 2019 г. Р.А. Гасимова
 +
|city = г. Набережные Челны
 +
|founded = 2008 г.
 +
|lang = татарский, русский
 +
|subject = уделяется внимание проблемам детей и подростков, в частности, широко обсуждаются вопросы школьного образования, деятельность кружков и секций
 +
|rubric = «Әдәби хәзинә» («Литературная сокровищница»), «Шигъри тәрәзә» («Поэтическое окно»), «Укучылар иҗаты» («Творчество читателей»), «Әкиятне үзебез язабыз» («Сами пишем сказки») и др.
 +
|number = 20
 +
}}
 +
[[Category:Издания]]
 +
 
'''«ЧАЯН»''' («Скорпион»), журнал сатиры и юмора. Издается в Казани с апреля 1923 г. на татарском, с 1956 г. и на русском языках. Учредитель – [[АО «Татмедиа»]]. Издано более 1800 номеров. После перерыва в 1941–1950 гг. возобновлен в декабре 1951 г.
 
'''«ЧАЯН»''' («Скорпион»), журнал сатиры и юмора. Издается в Казани с апреля 1923 г. на татарском, с 1956 г. и на русском языках. Учредитель – [[АО «Татмедиа»]]. Издано более 1800 номеров. После перерыва в 1941–1950 гг. возобновлен в декабре 1951 г.
  
== Редакторы ==
+
==Редакторы ==
 
Организатор и 1-й редакторы: [[Ф. Бурнаш]], позднее редакторы – [[Г. Тулумбайский]], [[Г. Нигмати]], [[С. Бурган]], [[Г. Кушаев]], [[И. Еникиев]], [[З. Галеев]], [[Г. Ризванов]], [[Ш. Рамзи]], [[А. Давлятяров]], [[И.Узбеков]], [[Х. Абдрахимов]], [[Г. Рябков]], [[С. Ибрагимов]], [[С. Бахтияров]], [[А. Исхак]], [[А. Яхин]], [[Р. Закиев]], [[Р. Халилуллов]] (с 2011 г.). Среди первых авторов – [[М. Джалиль]], [[А. Кутуй]], [[К. Наджми]], [[Х. Такташ]].  
 
Организатор и 1-й редакторы: [[Ф. Бурнаш]], позднее редакторы – [[Г. Тулумбайский]], [[Г. Нигмати]], [[С. Бурган]], [[Г. Кушаев]], [[И. Еникиев]], [[З. Галеев]], [[Г. Ризванов]], [[Ш. Рамзи]], [[А. Давлятяров]], [[И.Узбеков]], [[Х. Абдрахимов]], [[Г. Рябков]], [[С. Ибрагимов]], [[С. Бахтияров]], [[А. Исхак]], [[А. Яхин]], [[Р. Закиев]], [[Р. Халилуллов]] (с 2011 г.). Среди первых авторов – [[М. Джалиль]], [[А. Кутуй]], [[К. Наджми]], [[Х. Такташ]].  
  
== Тематика ==
+
==Тематика==
 
Первые номера были черно-белыми, в них преобладали тексты. Одним из первых художников-карикатуристов Татарстана, сотрудничавших с журналом, был Г. Арсланов. Впоследствии художественное лицо журнала определяли также [[Н. Христенко]], [[Г. Поляков]], [[Д. Красильников]], [[Г. Юсупов]], [[М. Амир]]. Персонажами юморесок и карикатур были богачи, муллы, кулаки и подкулачники. Журнал высмеивал корыстолюбие нэпманов, консерватизм духовенства, декадентство буржуазии интеллигенции. В 1950-е гг. сатирики часто обращались к теме международных отношений, политической и сельскохозяйственной тематике. Художественные решения часто носили плакатный характер. Среди постоянных авторов [[Г. Афзал]], [[С. Баттал]], [[А. Еники]], [[З. Мансур]], [[Г. Минский]], [[Г. Мухаметшин]]. В организацию издания на русском языке большой вклад внес С. Оффенгенден; редакция привлекала таких авторов, как [[Г. Валеев]], [[В. Луценко]], [[В. Манасыпов]], [[А. Мелузников]], [[Г. Паушкин,]] [[В. Седых]], [[Р. Смирнов]]. В 1960–1970-е гг. тематика расширилась: [[журналисты «Чаяна»]] высмеивали тунеядство, расточительность, бюрократизм. В журнале сотрудничали известные поэты, прозаики, журналисты, фельетонисты. Среди авторов юморесок и сатирических материалов – Ф. Шафигулин, Зульфат, Б. Бронштейн. В 1970–1980-е гг. художественный отдел возглавляли Т.Фаизов, И.Ханов. Школу художников «Чаян» сформировали Б. Старчиков, П. Новичков, Э. Гельмс, В. Игнатьев, И. Бобровицкий, В. Космылин, Э. Дышаев, И. Ахмадеев, в ее развитие свой вклад внесли Р. Абзалов, И. Азимов, А. Алешин, С. Андрианов, Ф. Вахитов, Ф. Галеев, Р. Гатауллин, А. Мамаев, М. Насыбуллина, И. Нафиев, С. Привина, А. Утяганов, С. Фаттахова, В. Феоктистов, В. Феоктистова, З. Хакимов, братья Хакимовы, А. Шульпинов, Е. Хитрова и др. В 1970-е гг. художники [[«Чаяна»]] выступали организаторами выставок сатирической графики, в том числе и в Москве. В 1990–2000-е гг. в журнале преобладали карикатуры, сатирические миниатюры, актуальные фельетоны. В 1998 г. «Чаян» изменил формат и дизайн. Совместно с Министерством культуры РТ и агентством «Татмедиа» редакция [[«Чаяна»]] провела 2 международных конкурса карикатуры, посвященные Году Г. Тукая и теме толерантности. Распространяется по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье, в том числе в Болгарии, Германии, Израиле, Турции и др. Журнал награжден Почетными дипломами Союза художников СССР (1971 г.), Академии художеств СССР (1977 г.). Лауреатами Международных выставки карикатур в г. Габрово (Болгария) являются постоянными авторы журнала: С.Я. Насырова (поощрительная премия, 1977 г.), В.Бибишев (Гран-при, 2005 г.).  
 
Первые номера были черно-белыми, в них преобладали тексты. Одним из первых художников-карикатуристов Татарстана, сотрудничавших с журналом, был Г. Арсланов. Впоследствии художественное лицо журнала определяли также [[Н. Христенко]], [[Г. Поляков]], [[Д. Красильников]], [[Г. Юсупов]], [[М. Амир]]. Персонажами юморесок и карикатур были богачи, муллы, кулаки и подкулачники. Журнал высмеивал корыстолюбие нэпманов, консерватизм духовенства, декадентство буржуазии интеллигенции. В 1950-е гг. сатирики часто обращались к теме международных отношений, политической и сельскохозяйственной тематике. Художественные решения часто носили плакатный характер. Среди постоянных авторов [[Г. Афзал]], [[С. Баттал]], [[А. Еники]], [[З. Мансур]], [[Г. Минский]], [[Г. Мухаметшин]]. В организацию издания на русском языке большой вклад внес С. Оффенгенден; редакция привлекала таких авторов, как [[Г. Валеев]], [[В. Луценко]], [[В. Манасыпов]], [[А. Мелузников]], [[Г. Паушкин,]] [[В. Седых]], [[Р. Смирнов]]. В 1960–1970-е гг. тематика расширилась: [[журналисты «Чаяна»]] высмеивали тунеядство, расточительность, бюрократизм. В журнале сотрудничали известные поэты, прозаики, журналисты, фельетонисты. Среди авторов юморесок и сатирических материалов – Ф. Шафигулин, Зульфат, Б. Бронштейн. В 1970–1980-е гг. художественный отдел возглавляли Т.Фаизов, И.Ханов. Школу художников «Чаян» сформировали Б. Старчиков, П. Новичков, Э. Гельмс, В. Игнатьев, И. Бобровицкий, В. Космылин, Э. Дышаев, И. Ахмадеев, в ее развитие свой вклад внесли Р. Абзалов, И. Азимов, А. Алешин, С. Андрианов, Ф. Вахитов, Ф. Галеев, Р. Гатауллин, А. Мамаев, М. Насыбуллина, И. Нафиев, С. Привина, А. Утяганов, С. Фаттахова, В. Феоктистов, В. Феоктистова, З. Хакимов, братья Хакимовы, А. Шульпинов, Е. Хитрова и др. В 1970-е гг. художники [[«Чаяна»]] выступали организаторами выставок сатирической графики, в том числе и в Москве. В 1990–2000-е гг. в журнале преобладали карикатуры, сатирические миниатюры, актуальные фельетоны. В 1998 г. «Чаян» изменил формат и дизайн. Совместно с Министерством культуры РТ и агентством «Татмедиа» редакция [[«Чаяна»]] провела 2 международных конкурса карикатуры, посвященные Году Г. Тукая и теме толерантности. Распространяется по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье, в том числе в Болгарии, Германии, Израиле, Турции и др. Журнал награжден Почетными дипломами Союза художников СССР (1971 г.), Академии художеств СССР (1977 г.). Лауреатами Международных выставки карикатур в г. Габрово (Болгария) являются постоянными авторы журнала: С.Я. Насырова (поощрительная премия, 1977 г.), В.Бибишев (Гран-при, 2005 г.).  
  
== Источники ==
+
==Источники==
  
* Елькович Л.Я. На линии огня. Казань, 1977;  
+
*Елькович Л.Я. На линии огня. Казань, 1977;
* Татарская энциклопедия. Казань, 2014. Т.6;
+
*Татарская энциклопедия. Казань, 2014. Т.6;
* Пресса Казани ХIХ–ХХI вв. Казань, 2016;  
+
*Пресса Казани ХIХ–ХХI вв. Казань, 2016;
* Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание. Казань, 2017;  
+
*Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание. Казань, 2017;
* Казанская периодика ХIХ–ХХI вв.: Энциклопедический справочник для средств массовых коммуникаций. Казань, 2018.
+
*Казанская периодика ХIХ–ХХI вв.: Энциклопедический справочник для средств массовых коммуникаций. Казань, 2018.

Версия 10:01, 8 января 2022

ЧАЯН
КОМЕШ КЫНГЫРАУ (газета).jpg
Тип: с января 2008 г.
Главный редактор: Н.И. Садыкова, Ф.М. Сафин (2009–2018 гг.), с 2019 г. Р.А. Гасимова
Город: г. Набережные Челны
Основана: 2008 г.
Язык: татарский, русский
Тематика: уделяется внимание проблемам детей и подростков, в частности, широко обсуждаются вопросы школьного образования, деятельность кружков и секций
Рубрики: «Әдәби хәзинә» («Литературная сокровищница»), «Шигъри тәрәзә» («Поэтическое окно»), «Укучылар иҗаты» («Творчество читателей»), «Әкиятне үзебез язабыз» («Сами пишем сказки») и др.
Количество номеров: 20

«ЧАЯН» («Скорпион»), журнал сатиры и юмора. Издается в Казани с апреля 1923 г. на татарском, с 1956 г. и на русском языках. Учредитель – АО «Татмедиа». Издано более 1800 номеров. После перерыва в 1941–1950 гг. возобновлен в декабре 1951 г.

Редакторы

Организатор и 1-й редакторы: Ф. Бурнаш, позднее редакторы – Г. Тулумбайский, Г. Нигмати, С. Бурган, Г. Кушаев, И. Еникиев, З. Галеев, Г. Ризванов, Ш. Рамзи, А. Давлятяров, И.Узбеков, Х. Абдрахимов, Г. Рябков, С. Ибрагимов, С. Бахтияров, А. Исхак, А. Яхин, Р. Закиев, Р. Халилуллов (с 2011 г.). Среди первых авторов – М. Джалиль, А. Кутуй, К. Наджми, Х. Такташ.

Тематика

Первые номера были черно-белыми, в них преобладали тексты. Одним из первых художников-карикатуристов Татарстана, сотрудничавших с журналом, был Г. Арсланов. Впоследствии художественное лицо журнала определяли также Н. Христенко, Г. Поляков, Д. Красильников, Г. Юсупов, М. Амир. Персонажами юморесок и карикатур были богачи, муллы, кулаки и подкулачники. Журнал высмеивал корыстолюбие нэпманов, консерватизм духовенства, декадентство буржуазии интеллигенции. В 1950-е гг. сатирики часто обращались к теме международных отношений, политической и сельскохозяйственной тематике. Художественные решения часто носили плакатный характер. Среди постоянных авторов Г. Афзал, С. Баттал, А. Еники, З. Мансур, Г. Минский, Г. Мухаметшин. В организацию издания на русском языке большой вклад внес С. Оффенгенден; редакция привлекала таких авторов, как Г. Валеев, В. Луценко, В. Манасыпов, А. Мелузников, Г. Паушкин, В. Седых, Р. Смирнов. В 1960–1970-е гг. тематика расширилась: журналисты «Чаяна» высмеивали тунеядство, расточительность, бюрократизм. В журнале сотрудничали известные поэты, прозаики, журналисты, фельетонисты. Среди авторов юморесок и сатирических материалов – Ф. Шафигулин, Зульфат, Б. Бронштейн. В 1970–1980-е гг. художественный отдел возглавляли Т.Фаизов, И.Ханов. Школу художников «Чаян» сформировали Б. Старчиков, П. Новичков, Э. Гельмс, В. Игнатьев, И. Бобровицкий, В. Космылин, Э. Дышаев, И. Ахмадеев, в ее развитие свой вклад внесли Р. Абзалов, И. Азимов, А. Алешин, С. Андрианов, Ф. Вахитов, Ф. Галеев, Р. Гатауллин, А. Мамаев, М. Насыбуллина, И. Нафиев, С. Привина, А. Утяганов, С. Фаттахова, В. Феоктистов, В. Феоктистова, З. Хакимов, братья Хакимовы, А. Шульпинов, Е. Хитрова и др. В 1970-е гг. художники «Чаяна» выступали организаторами выставок сатирической графики, в том числе и в Москве. В 1990–2000-е гг. в журнале преобладали карикатуры, сатирические миниатюры, актуальные фельетоны. В 1998 г. «Чаян» изменил формат и дизайн. Совместно с Министерством культуры РТ и агентством «Татмедиа» редакция «Чаяна» провела 2 международных конкурса карикатуры, посвященные Году Г. Тукая и теме толерантности. Распространяется по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье, в том числе в Болгарии, Германии, Израиле, Турции и др. Журнал награжден Почетными дипломами Союза художников СССР (1971 г.), Академии художеств СССР (1977 г.). Лауреатами Международных выставки карикатур в г. Габрово (Болгария) являются постоянными авторы журнала: С.Я. Насырова (поощрительная премия, 1977 г.), В.Бибишев (Гран-при, 2005 г.).

Источники

  • Елькович Л.Я. На линии огня. Казань, 1977;
  • Татарская энциклопедия. Казань, 2014. Т.6;
  • Пресса Казани ХIХ–ХХI вв. Казань, 2016;
  • Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание. Казань, 2017;
  • Казанская периодика ХIХ–ХХI вв.: Энциклопедический справочник для средств массовых коммуникаций. Казань, 2018.